"Начальная школа XXI века"

Программа «Начальная школа XXI века»
Программа - результат исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ИСМО) и сотрудников Российской академии образования. Руководитель проекта - Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
В основу программы легли основные положения теории Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).
Основной принцип обучения - начальная школа должна быть природосообразной, т.е. соответствовать потребностям детей в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности, учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. 
С этой точки зрения особенно важен адаптационный период в первом классе, организация которого должна помочь каждому первокласснику безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Поэтому авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов, изучаемых в первое полугодие 1 класса ("Грамота", "Окружающий мир"), которые наряду с образовательными функциями обеспечивали бы «мягкую» адаптацию детей.
Проект «Начальная школа ХХI века» позволяет успешно формировать основные компоненты учебной деятельности. Авторы программы поставили своей задачей разработать методику обучения для массовых школ России, независимо от местонахождения, условий, подготовленности учителя.
Авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. В содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом» и др.).
Школьник осваивает принципиально другую роль - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор» («смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю»), а «исследователь». Он является равноправным участником процесса обучения, его субъектом.
В программе усилено внимание к творческой деятельности учащихся. Впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика.
«Начальная школа ХХI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, которое дает возможность каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников «Для тех, кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир»). 
Целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях разноуровневого класса.
Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на «среднего» ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника. В УМК представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов. Для этого представлены как контрольные работы, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и динамику развития ребенка.
Особое внимание авторы уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения (Рубрика «Проверь себя», рекомендации учителю по формированию контролирующей деятельности школьников). 
УМК «Начальная школа XXI века» стал победителем «Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы», проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ. Выражением общественного признания УМК стали отраслевые и правительственные награды комплекта. В 2001 г. комплект стал победителем в номинации «Учебник XXI века» и обладателем книжного «Оскара» на XIV Московской международной книжной ярмарке. В 2002 г. комплект удостоен Премии Президента РФ в области образования.
Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Авторы:  Журова Л.Е., Евдокимова О.А.
Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И. 
Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А. 
Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др.  
Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др.
Технология. Автор Лутцева Е.А.
Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.  
Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.
По материалам сайтов:  image.websib.ru/06/index.html , www.vgf.ru




Комментариев нет:

Отправить комментарий